Статьи

Несчастные случаи. Как их интерпретировать и зачем?

Несчастные случаи. Как их интерпретировать и зачем?
Кристиан Флеш
Если придавать эмоциональное, биологическое и символическое значение физическим недугам, появляющимся спонтанно, уже смело, то ещё большая дерзость – искать смысл в том, что имеет очевидную причину: автокатастрофы, травмы, полученные во время катания на лыжах и т. д.
Я упал с велосипеда и из-за этого сломал левое плечо. Зачем искать другие объяснения? И с какой целью?
Прежде всего, когда речь идёт о спонтанно возникающих заболеваниях или посттравматических повреждениях, в рамках Биологического декодирования в частности и в психотерапии в целом мы говорим лишь о гипотезах. Даже если кажется, что все аргументы подтверждают связь между эмоциональным событием и органическим нарушением, мы остаёмся осторожны и скромны. Делаем мы это по трём причинам. Для начала, из уважения к пациенту, чтобы не загонять его в рамки нашего объяснения; также ради его безопасности; и, наконец, прежде всего, по причине нашего невежества перед лицом тайны бытия. Даже если иногда мы считаем себя всемогущими и гениальными, на самом деле мы лишь на мгновение приподнимаем часть завесы, укрывающей от нас бездонную и непостижимую тайну.
Соблюдая эти необходимые меры предосторожности, мы можем отправиться навстречу симптомам, проявившимся вслед за ездой на велосипеде, катанием на лыжах или другими внешними факторами.
Я предлагаю три возможных пути рассмотрения посттравматических повреждений: до, во время, после.
До
Первая рабочая гипотеза:
1 Человек испытывает эмоциональные мучения по поводу определённого события, с которым не способен разобраться и о котором не может говорить.
2 В результате происшествия будет повреждена именно та часть тела, которая связана со стрессовой ситуацией. Как будто бы эта зона, соответствующая внутренним конфликтам, притягивает к себе дерево на пути или на горнолыжной трассе. Это может звучать немного эзотерично, но как будто бы это таким образом и происходит. Кончено, я не утверждаю, что это истина в последней инстанции.
Вернёмся к примеру женщины, упавшей с велосипеда. Интересно привести здесь два конкретных события: происшествие случилось в День матери; а её сын не позвонит ей, так как злится на неё уже три года. Она не сможет почувствовать в день матери, что её уважают как мать. Ей от этого больно, это ранит её чувства. Она чувствует себя обесцененной от невозможности его поддержать. В декодировании в случае с правшой левое плечо связано с отношением матери и её детей. Правое плечо связано с горизонтальными отношениями в паре. Выходит это по той простой причине, что правша после рождения ребёнка будет его носить, прислоняя к левому плечу, в том числе для того, чтобы освободить правую руку. Вследствие этого данная область тела будет связана с отношениями матери и детей.
Другой пример:
9 сентября Жан попал в автомобильную аварию, в результате чего у него были сломаны 2 нижних ребра и плавающее ребро. Почему перелом именно в этих местах, а не где-то ещё? Мужчина был врачом, и у него не находилось времени увидеться со своими детьми. Дети должны были записываться на приём у секретаря, чтобы провести один час со своим отцом. Он обесценивает себя на эмоциональном уровне отношений с двумя своими детьми. Обесценивание: скелет. Эмоциональное: ребро. Дети: нижние рёбра. Двое детей, два ребра. Но откуда дополнительное, плавающее ребро? У мужчины есть третий ребёнок от другой женщины, которого он скрывает; ребёнок, не связанный с этой семьёй, он как бы плавает. Его зовут Алан, у него именины 9 сентября.
Консультация проводится по телефону, поскольку мужчина находится в больнице. Польза от консультации для него заключается в том, что по мере осознания происходящего боль утихает и мужчина может снизить дозу болеутоляющих препаратов.
Другой пример
Мадам Х идёт по городу и, чтобы перейти дорогу, проходит между двумя машинами. Но вот одна из этих двух машин даёт задний ход и наезжает ей на лодыжку. Мужчина выходит из машины, извиняется и говорит ей: я вас не видел. Два года спустя она всё ещё страдает от этой травмы. Она приходит ко мне на консультацию. Я спрашиваю, что она делала в тот день в городе. Она собиралась посетить квартиру для встреч. Она рассказывает мне об эмоциях, которые ощущала в тот момент. Она в отношениях, они очень любят друг друга. Но мужчина вдовец и отец девочки-подростка, которая отвергает новую женщину, неспособную заменить ей мать. Она давит на отца, чтобы женщина не переезжала к ним. Поэтому отец, вопреки собственному желанию, говорит ей, чтобы жила в другом месте, а он будет её навещать. Но её не устраивает этот вариант, её голова ведёт её в маленькую квартиру для встреч, а сердце хочет воссоединиться с мужчиной в его доме. Она разрывается на части, она запуталась и закрутилась. В декодировании я часто связывала повреждения лодыжки с проблемами направления: я иду не в том направлении, я делаю неправильный выбор. Её восприятие её мужчины соответствует утверждению автомобилиста: я вас не видел. Для меня это исключительная редкость, но про второй сеанс я забыла и пришла на час позже. Она ждала меня под дверью. Никто никогда о ней не думает.
Во время
У двух людей в результате аварии одинаковые переломы. У первого кость срастётся за три недели, а у второго – за два месяца. Почему? Второй попал в автомобильную аварию из-за того, что, выпив, сел за руль, и в этой аварии погиб человек. Перелом связан с виной и обесцениванием.
После
Девушка едет в отпуск со своим женихом; они попадают в аварию. Она ломает ногу и ей должны наложить гипс. Она очень красивая, кокетливая, и ей придётся провести лето в гипсе. Это её обесценивает, она хромает и чувствует на себе оценивающие взгляды окружающих. Таким образом здесь мы говорим о тяжело переносимых последствиях несчастного случая: хромота, гипс, осуждение. Она страдает от альгодистрофии, у неё боли и кость долго не срастается.

Диссоциация со своим телом

Общий элемент, который я принимаю во внимание при рассмотрении несчастного случая – это проблема с нахождением внутри своего тела, люди диссоциированы, рядом с телом, а не в нём. Метафорически, некоторые люди потеряли свою ось, как будто они находятся справа или слева от самих себя, и, когда они проходят в дверной проём, их дух проходит, а тело смещается. Таким образом у них всегда будут ушибы с одной и той же стороны. Это может быть посланием: вернись в своё тело, возвратись в материальный мир. рассеянные, забывчивые люди.

Проблема с заживлением шрамов

Актуальное декодирование Беатрис Буро-Глисиа.
У некоторых людей никак не заживают повреждения, произошедшие на уровне кожи. Была ли у них операция, порезались ли они ножом, или же с ними случилось что-то ещё, но кожа не заживает неделями, а то и месяцами. Неважно, какие мази они применяют, рана не затягивается. Может быть уместным поискать в жизни человека некую зияющую рану, некий разрыв, который не может затянуться. Например: я была в отношениях, сильно любила, а мой партнёр меня покинул. Это меня ранит. Внутри меня настоящая рваная рана. Некоторое время спустя я случайно поранилась. Точно так же, как я поранилась об этот разрыв отношений, траур по которому до сих пор не могу пережить.

Восприятие себя

Медицинские исследования показывают следующее:
После конфликта или войны раны победителя заживают быстрее, чем раны побеждённого.
Один и тот же перелом у людей безработных, у которых нет плана на будущее, у людей в некоторой степени депрессивных будет срастаться дольше, чем у людей, имеющих позитивный образ будущего и занятие, через которое они самореализуются.

Протокол

Введение

Человек, получивший повреждения в результате несчастного случая, чаще всего не задаёт вопросов, он лечится и всё приходит в норму. Вопросами задаваться полезно, когда заживление тканей занимает подозрительно долгое время. Например: прошло больше трёх месяцев с момента перелома, и кость до сих пор не срослась. Полгода назад я упал на колено, и оно до сих пор болит. Год назад меня ударили в плечо, и синяк всё ещё не прошёл.
С другой стороны, всё больше людей начинает задавать вопросы сразу после происшествия. Хм, это странно. Почему я поранился в этом месте? Я вспоминаю женщину, которая постоянно резалась – то одним ножом, то другим, то ножницами... Пока в один прекрасный момент, будучи в гостях у подруги, она, рассказывая, как перегружена на работе, не сказала: «Мне сейчас нужен перерыв[1]». Услышав сама себя, она осознала взаимосвязь и рассмеялась. Была ли эта связь реальной? Кто может с уверенностью утверждать, что это так, или что это не так? Как бы то ни было, с тех пор она перестала резаться.
Конечно, проверка придаваемого смысла всегда будет происходить на эмоциональном уровне, а целью всегда будет скорейшее выздоровление (разумеется, в сочетании с медицинской помощью). Ведь интерпретаций пережитых ситуаций на ментальном уровне может быть великое множество. Например, я упал на колено, потому что у меня проблемы во взаимоотношениях с людьми, то есть проблемы с «я» и «мы»[2]. Говоря об этом, человек не выражает никаких эмоций, это происходит лишь в его голове. По этой причине для меня в этом нет абсолютно никакой ценности. Подтверждение обязательно будет выражаться в теле, то есть на эмоциональном уровне, в первую очередь через ощущение. (Этот приём нужен также и для проверки спонтанных физических симптомов, то есть болезней).

Три группы вопросов

Как мы уже видели в предыдущей, теоретической главе, у нас есть три возможных способа интерпретации до, во время, после. Три пути расследования.
До:
Здесь нужно знать и использовать код повреждённого, травмированного чем-либо извне органа. Далее нужно найти смысл, который эта травма может иметь в жизни человека.
Пример: после автомобильной катастрофы у мадам Х рёбра перфорировали печень; также она ушибла плечо. Её рука висит на перевязи. Мы расспросим её о том, что она переживала непосредственно до аварии. Она поделилась со мной: её отец-алкоголик в плохом состоянии, она считает своим долгом ухаживать за ним, хоть и не хочет этого делать; она взваливает эту ответственность на свои плечи. Если бы она этого не делала, на эмоциональном уровне она бы винила себя. Её замороженное плечо – прекрасный повод больше не чувствовать себя должной ухаживать за отцом, ведь она теперь физически не способна этого делать. Кроме того, она медсестра, то есть человек, склонный помогать людям. Эмоциональное обесценивание связано с грудной клеткой. Она испытывает стыд за отца, за его алкоголизм и его цирроз печени. И именно печень у неё перфорирована рёбрами.
Эта интерпретация позволяет ей привнести осознанность в её эмоции, во внутренний конфликт, которого она не желала видеть.
В общем, когда человек начинает осознавать происходящее, а эмоции высвобождаются из тела, тело исцеляется быстрее.
Во время:
Техника очень проста. Нужно заново прожить конкретный момент получения травмы, аварии; например, как в случае с мужчиной, у которого болит колено после происшествия во время поездки на велосипеде. Его колесо застряло в трамвайных путях. С его точки зрения, объяснение просто: у него болит колено, потому что он на это колено упал. И боль не проходит.
Техника:
- Закрой глаза, погрузись в себя. Вернись в тот самый момент – в нашем случае, на велосипед. В момент прямо перед происшествием. Ты ассоциирован, то есть, ты на велосипеде.
- как ты себя чувствуешь? Отлично, я спокоен.
- Продолжай.
- Я еду вперёд, и вот внезапно я обездвижен. Колесо застряло. Я падаю. Я вижу вдалеке едущий на меня трамвай. Мне страшно. Очень страшно.
Пациент кричит: мама, мама. Высвобождается много эмоций. Сеанс длится три минуты. Он возвращается в состояние здесь и сейчас. Он двигает колено. Боль прошла.
Другая задача – узнать, с чем связан несчастный случай, как в уже приведённом примере о том мужчине, который в состоянии алкогольного опьянения спровоцировал ДТП с летальным исходом. Эти раны, эти симптомы на телесном, на костном уровне, каждый раз, когда он их чувствует, напоминают ему о его вине.
Пережитое происшествие нужно эмоционально проработать, заново его прожив на театральный манер.
После:
Эмоциональная проработка пережитых последствий несчастного случая. Например:
Мой перелом меня обесценивает.
Мне стыдно за свою ампутацию.
Мне не хватает моей груди.
Мой шрам уродлив.
Мне невыносимо видеть, как я хромаю.
Пусть я и знаю, что это временно, это невыносимо.
у этой эмоции есть история, но какая?
В сопровождении терапевта на линии времени с помощью регрессии найдите источник этой эмоции. Поскольку у эмоции, как и у симптома, есть дата рождения.

Воплощение

Иногда, если человек часто ранится, ударяется, это значит, что он диссоциирован, то есть, говоря метафорически, находится рядом со своим телом – выше ли, за ним ли, во всяком случае, не в нём. Он витает в облаках, он рассеян. И факт ушиба – ноги, или, например, головы – заставляет человека вернуться в тело. В этот момент он осознаёт, что он не бесплотный дух; удар и боль грубо возвращают его к материальному опыту.
Вопрос, который естественным образом возникает у терапевта –
- Часто ли вы рассеяны, погружены в мечтания, в свои мысли?
- Постоянно или время от времени?
- С каких пор вы начали свой побег от тела, от материального, от воплощённого?
- Для какой проблемы это является решением? В чём выгода не быть здесь и сейчас? Что вам доставляет неудобство в вашем теле, вашей плоти, ваших ощущениях?


[1] использовано слово, которое во французском может значить как «перерыв», так и «порез» – прим. пер.
[2] французское слово «колено» звучит как сочетание слов «я» и «мы» – прим. пер.
Кристиан Флеш